недвижимость в Германии, юридическое агенство
Главная
E-mail
Карта сайта
Бизнес иммиграция в Германию
Регистрация фирмы в Германии
Готовый бизнес в Германии
Вид на жительство в Германии
Консультации по налогообложению
Еврейская иммиграция в Германию
Переселение в Германию этнических немцев
Воссоединение семей в Германии
Образование в Германии
Недвижимость в Германии
Готовая недвижимость в Германии (Объекты)






коттеджные поселки
Социальная работа в Германии. 

С.С. Гиль,
декан факультета социальной работы
и администрирования Академии социальной работы
Московского государственного социального университета,
доктор философских наук, профессор

Проведение параллелей и сопоставление ведущих тенденций развития социальной политики современного социального государства, к коим конституционно относят себя Россия и Германия, на первый взгляд задача неблагодарная и бесперспективная. Слишком очевидна колоссальная разница в структуре и содержании социальной политики и социальной работы обоих государств.

С другой стороны, именно изучение закономерностей и особенностей становления социальной работы и социальной политики в Германии, вычленение движущих факторов формирования эффективной модели и механизмов регулирования интересов различных общественных групп и слоев, при их умелой адаптации к российским условиям, могут способствовать оформлению сбалансированной российской социальной политики, ведущим инструментом которой, уже сегодня является социальная работа.

В рамках настоящей статьи, могут быть представлены лишь важнейшие положения, характеризующие прагматизм и выверенность статуса социальной работы в Германии.

1.  Социальная работа в Германии институционализирована как важнейший инструмент социальной политики – социального государства, к числу которых относится Германия в соответствии с Основным законом этой страны и вид профессиональной деятельности, обеспечивающий реализацию социальной политики.

2.  Носителями профессиональной социальной работы как вида деятельности в соответствии с социальным законодательством страны являются как государственные, так и негосударственные организации, частные лица. Но, в отличие, от российского подхода к сотрудничеству с негосударственными организациями, немецкий подход максимально ориентирован именно на негосударственную инициативу, стимулирует ее проявление в сфере социальной работы с населением. Законодательство Германии предполагает делегирование полномочий в реализации любой из задач социальной политики и социальной работы организациям, готовым их разрешать на профессиональной основе, компетентно и эффективно. При этом финансовые отношения “Свободного носителя” - Freitraeger и государства рассматриваются как отношения партнеров и инвесторов. Государство финансирует до 75 % расходов на осуществление проекта, заявленного “свободным носителем” и актуального для государства, общества. “Свободный носитель” - обязан нести расходы на осуществлении проекта в сумме не менее 25 % от стоимости проекта.

3.  Социальная работа в Германии один из целевых инструментов социальной политики, к числу, которых относятся также социальное страхование и социальное обеспечение. В содержательном и финансовом балансе эти инструменты социальной политики обеспечивают выполнение функций социального государства. Институты социального страхования, социального обеспечения и социальной работы, носителями которых являются не только и не столько государственные организации, сколько частные инициативы и сам человек – гражданин, в соответствии с существующей налоговой и финансовой системой, в большей степени самостоятельно оплачивающий различные социальные и страховые взносы, создают правовые и финансовые основы для функционирования и развития социальной политики как важнейшей индустрии.

4.  Социальная работа в индустрии социальной политики современной Германии занимает особое место. Это сфера разработки, апробации и внедрения разнообразных социальных услуг и предложений для населения, финансовое обеспечение которых со стороны государства и многочисленных Фондов, не есть перспектива долгих лет ожидания. Законодательно оформленная система развития социальной работы с населением может получать свое развитие, в том числе и финансовое только благодаря функционированию и развитию спектра услуг и предложений для населения. При этом критериальная база оценки эффективности социальных услуг, проектов и программ при таком подходе складывается из суммы простых показателей доступности, востребованности и адекватности социального предложения проблемам клиента с позиции самого клиента.

5.  Социальная политика германского государства базируется на закрепленных конституционно статусе, функциях и ответственности человека перед самим собой и государством, государством перед человеком и обществом в целом. Особенности и механизмы взаимодействия человека и государства обеспечивают и поддерживают, в первую очередь, автономию человека и его способность самостоятельно влиять на ход собственной жизни и определяют функции государства по отношению к человеку как функции помощи и соблюдения, обеспечения уровня социального благополучия.

6.  Первоосновой формирования эффективной социальной политики выступает клиенто-ориентированная технология социальной работы, социального обеспечения и социального страхования.

Субсидиарность государственного устройства - преемственно ответственная перед гражданином система власти, обеспечивается и контролируется непосредственным участием граждан в обсуждении, проектировании и принятии важнейших социальных решений посредством применения законодательно утвержденных форм социального диалога, разработанных, апробированных и доказавших свою эффективность в многолетней истории социальной работы.

Механизмы социальной политики и социальной работы в Германии столь мощно соединили финансовыми и имущественными отношениями представителей государственных, негосударственных социальных организаций, что развитие идеологии социальной политики и ее мощного финансового и материального обеспечения лоббируется сегодня многочисленными социальными организациями, депутатами от ведущих политических партий, объединениями общественных организаций не в качестве популистского лозунга, а как осознанное и востребованное средство укрепления социального благополучия немецкого общества.


С.С. Гиль

Образование в социально-гуманитарной сфере Российской Федерации/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2003. -№ 2 (195)